Санкт-Петербургский Государственный Университет
Медицинский факультет
Реферат по курсу истории медицины на тему:
«Святые врачи»
Работу выполнила студентка Куликова Анастасия (106 группа)
Оригинальный файл статьи (с изображениями)
Оглавление
I. Введение ……………………………………………………………………………………….3
II. Святые врачи ………………………………………………………………………………....4
1. Архангел Рафаил ……………………………………………………………………...4
2. Апостол и евангелист Лука…………………………………………………………...4
3. Великомученик и целитель Пантелеимон…………………………………………...5
4. Бессребреники Косма и Дамиан Ассийские………………………………………....6
5. Бессребреники мученики Косма и Дамиан Аравийские……………………………8
6. Бессребреники мученики Косма и Дамиан Римские………………………………..8
7. Мученик Орест Тианский…………………………………………………………….9
8. Мученик Диомид Тарсянин…………………………………………………………10
9. Бессребреники мученики Кир и Иоанн…………………………………………….10
10. Мученик Антиох……………………………………………………………………12
11. Мученик Фалалей Эгейский……………………………………………………….12
12. Мученик Иулиан Эмесский………………………………………………………..13
13. Священномученик Валентин, епископ Интерамны……………………………...13
14. Преподобный Павел Коринфянин…………………………………………………14
15. Преподобный Сампсон Странноприимец………………………………………...14
16. Преподобный Агапит Печерский, врач безмездный……………………………..15
17. Преподобный Алипий Печерский…………………………………………………17
18. Преподобномученица великая княгиня Елисавета……………………………….17
19. Страстотерпица царица Александра Новая и великие княжны Ольга и Татиана…………………………………………………………………………………………..18
20. Мученица Татиана (Гримблит)…………………………………………………….20
21. Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий)…………………………………21
22. Преподобная Анастасия Киевская………………………………………………...23
III. Заключение…………………………………………………………………………………25
IV. Список использованной литературы……………………………………………………..26
I. Введение
Данная работа посвящена святым врачам, которые, владея врачебным искусством, сумели через служение ближним угодить Богу. Всякий человек, желающий стать врачом, должен не только иметь хорошее медицинское образование, но и обладать определёнными нравственными качествами. Жития святых рассказывают читателям не о том, какими врачебными средствами лечить ту или иную болезнь, а о том, как должен поступать врач, когда он оказывается в той или иной жизненной ситуации. Святые врачи – это образцы для всех остальных врачей.
Итак, каким же должен быть хороший врач?
II. Святые врачи
1. Архангел Рафаил (память 21 ноября)
Архангел Рафаил – целитель человеческих недугов, путеводитель, врач Божий. Имя Рафаил в переводе с еврейского означает «помощь», «исцеление Божие». Архангел Рафаил упоминается в «Книге Товита» (второканоническая книга Ветхого Завета), в которой описывается, как архангел Рафаил в виде юноши сопутствовал праведному Товии, защищал его от нечаянных напастей в пути, освободил от злого духа Сарру (дочь Рагуилову), снял бельма у Товита. Святой архангел Рафаиил на иконах изображается держащим в левой руке сосуд с врачебными средствами, а в правой – стручец (остриженное птичье перо для помазывания ран).
2. Апостол и евангелист Лука (память 17 января, 5 мая, 3 июля, 31 октября)
Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла, был врачом из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле. После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.
Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига. Апостол Павел, приветствуя братьев в послании к колоссянам, упоминает о нём: «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный» (Кол 4,14). В своих письменных работах Лука, врач по профессии, часто использует медицинские термины. Некоторые исследователи полагают, что он получил образование в знаменитой медицинской школе в Тарсе, где, возможно, и встретился с апостолом Павлом. Предполагают, что хорошее знание восточного Средиземноморья могло быть получено святым Лукой в процессе работы в качестве судового доктора.
После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.
Предание усваивает ему написание первых икон Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», - сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие было написано им в 62 - 63 годах в Риме под руководством апостола Павла.
Первая гробница святого Луки в Фивах — это римская мраморная усыпальница, сделанная еще в дохристианские времена и, вероятно, приобретенная сразу после его кончины. Согласно местному преданию, эта гробница на протяжении нескольких веков после кончины святого Луки источала чудесное пастообразное вещество, называемое у греков колидио, которое исцеляло болезни глаз. В 356 году по приказу Императора Констанция, сына Императора Константина, мощи святого Луки были перенесены в Константинополь и похоронены в земле в храме Святых Апостолов. В эпоху крестовых походов крестоносцы перевезли мощи в Рим и положили в базилике святого Петра.
3. Великомученик и целитель Пантелеимон (память 9 августа)
Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия и назван Пантолеоном. Его мать Еввула была христианкой. Она хотела воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда будущий великомученик был ещё юным отроком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина. Отрок, обладая восприимчивым умом, легко усваивал то, чему его учили, и вскоре, превзойдя своих сверстников, почти сравнялся и с самим учителем. К тому же Пантелеон отличался красноречием, красотою и на всех производил приятное впечатление; был он известен и самому царю Максимиану, который захотел видеть его при своём дворе.
Однажды на обратном пути от учителя юноша увидел на улице мёртвого ребёнка, укушенного ехидной, которая ещё была рядом. Пантолеон начал молиться Господу Иисусу Христу о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твёрдо решил, что в случае исполнения его молитвы станет последователем Христа и примет Крещение. Ребёнок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах у Пантолеона.
После этого чуда Пантолеон был крещён святым Ермолаем с именем Пантелеимон, что значит всемилостивый. Став христианином, Пантолеон часто беседовал со своим отцом, раскрывая ему лживость язычества и постепенно подготавливая его к принятию христианства. В это время Пантолеон уже был известен как хороший врач, поэтому к нему привели слепого, которого никто другой не мог исцелить. «Свет глазам твоим возвратит Отец света. Бог истинный, — сказал ему святой, — во имя Господа моего Иисуса Христа, просвещающего слепых, прозри!». Слепец тотчас же прозрел, а вместе с ним духовно прозрел и отец святого — Евсторгий, и оба с радостью приняли святое Крещение.
После смерти отца святой Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их Именем Иисуса Христа. Он посещал в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и лечил их от ран. В скором времени молва о милостивом враче распространилась по всему городу. Оставив других врачей, жители стали обращаться только к святому Пантелеимону, так как ни от кого не получали столь скорых и совершенных исцелений, как от него, успешно лечившего и ни от кого не принимавшего платы.
Имя всемилостивого и безвозмездного врача стало известно во всем народе, а прочие врачи осуждались и осмеивались. Из зависти врачи донесли императору, что святой Пантелеимон лечит христианских узников. Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но святой Пантелеимон исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного, который не мог пошевелить ни одним своим членом, Именем Иисуса Христа. Максимиан казнил исцелённого, восславившего Христа, а святого Пантелеимона предал жесточайшим мукам.
Господь явился святому и укрепил его перед страданиями. Великомученика Пантелеимона повесили на дереве и рвали железными когтями, обжигали свечами, потом растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее. Во всех истязаниях великомученик оставался невредимым и с дерзновением обличал императора.
По повелению императора великомученика Пантелеимона бросили на растерзание диким зверям в цирке. Но звери лизали его ноги и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки святого. Зрители поднялись с мест и стали кричать: "Велик Бог христианский!" Разъярённый Максимиан приказал воинам рубить мечами всех, кто славил Имя Христово, а великомученику Пантелеимону отрубить голову.
Святого привели на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик молился, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, и не нанёс никакой раны. Святой окончил молитву, и послышался Голос, звавший страстотерпца по имени и призвавший в Небесное Царство. Услышав Голос с Неба, воины упали перед святым мучеником на колени и просили прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить приказ императора, сказав, что иначе они не будут иметь с ним части в будущей жизни. Воины со слезами простились со святым, целуя его.
Когда мученику отсекли голову, из раны потекло молоко. Маслина, к которой был привязан святой, в момент его смерти покрылась целительными плодами. Святой Пантелеимон постадал в 305 году.
Ныне великомученик и целитель Пантелеимон является одним из самых чтимых святых в Русской Православной Церкви, так как он стал для христиан воистину врачом болящих, покровителем находящимся в напастях, подателем зрения, предстателем для младенцев и престарелых и всех страждущих.
4. Бессребреники Косма и Дамиан Ассийские (память 14 ноября)
Святые бессребреники Косма и Дамиан были родные братья. Отечество их — Асия. Так в древние времена называлась часть Малой Азии. Ни время их рождения, ни время смерти неизвестно. Несомненно только то, что они жили не позднее IV века.
Отец их был грек и язычник, мать — христианка по имени Феодотия. В ранних летах они лишились своего родителя.С самого младенчества мать старалась внушить им страх Божий и любовь к добродетели. А как скоро дети стали приходить в возраст, она отдала их на обучение грамоте к некоему богобоязненному мужу. Здесь, конечно, главной наукой было Божественное Писание, но в то же время они, движимые любовью к страждущему человечеству, изучали врачебную науку, узнавали целительные свойства трав и растений. Господь благословил благое их намерение и даровал им особенную благодать — дар исцелений и чудотворений. Болезни прекращались, как скоро начинали лечить Косма и Дамиан. Это, разумеется, привлекало к ним множество болящих всякого рода.
Слепые, хромые, расслабленные, бесноватые окружали чудотворцев. Но святые этим не отягощались. Мало того, чтобы быть доступнее для болящих, они сами искали их и для сего переходили из города в город, из веси в весь, и всем больным, без различия пола и возраста, звания и состояния, подавали исцеление. И это делали они не для того, чтобы обогатиться или прославиться, но с самою чистою, высокою целью — служить страждущим ради Бога, любовь к Богу выразить в любви к ближним. Поэтому они ни от кого никогда не принимали никакой награды за свои труды, никаких даже знаков благодарности за собственные благодеяния. Они твёрдо знали и верно сохранили заповедь Спасителя: болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 8). Даром получили они благодать от Бога, даром и раздавали её. Об одном только просили они исцелённых ими: чтобы те твёрдо веровали во Христа, свято жили во Христе; если же врачуемые ещё не были просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере. Таким образом, врачуя телесные недуги, они в то же время врачевали и недуги душевные. За это бескорыстное служение страждущему человечеству, за эти чудесные исцеления болезней неисцельных Святая Церковь величает их бессребрениками и чудотворцами.
Но не на людей только простиралась врачебная сила святых врачей. Они не забывали и бессловесных животных. Праведник милует души скотов, говорит слово Божие (Притч. 12, 10). Верные сей заповеди, они ходили по домам, пустыням и лесам, сами отыскивали болящих животных и подавали им исцеление. Благодарные животные чувствовали их благодеяния, знали своих благодателей и, как скоро сии показывались в пустынях, ходили вслед за ними целыми стадами. Однажды случилось им зайти в одно пустынное место. Здесь они нашли едва живого верблюда. Сюда загнал и здесь разбил его диавол; святые сжалились над животным, исцелили его и отпустили здоровым в свое место. После, как увидим, животное не осталось неблагодарным к ним.
В таких делах милосердия прошла вся жизнь святых бессребреников. Братья никогда не расставались друг с другом, вместе молились, вместе ходили, вместе врачевали. И это они делали не без цели. Дав обет никогда ни от кого ничего не брать, они опасались, чтобы кто-нибудь тайно друг от друга не взял от исцелённых каких-либо даров. Всю свою жизнь хранили они обет свой, и только под конец её одному из них Господь попустил нарушить его.
В те времена была некоторая жена, именем Палладия. Несколько лет страдая тяжкою болезнью, не получая облегчения ни от каких врачей, чувствуя уже приближение смерти, она вдруг услыхала о святых врачах, которые исцеляют всякие болезни. С верою в чудодейственную их силу она послала просить их к себе. Святые исполнили ее просьбу, и, как только вошли в дом её, больная получила исцеление и встала совершенно здоровою. В благодарность за исцеление она готова была отдать им всё своё имение, предлагала богатые подарки, но святые ничего не принимали. Тогда она придумала средство хотя бы одного из них упросить принять от нее ничтожный дар. Взяв три яйца, она тайно пришла к святому Дамиану и заклинала его именем Божиим взять от неё эти три яйца во имя Святой Троицы. Дамиан долго отказывался, но ради клятвы жены, ради имени Божия, уступил её просьбе.
Косма об этом узнал, весьма огорчился и тогда же сделал завещание, чтобы, по преставлении их, не полагали вместе с ним тело Дамиана, как нарушившего обет Господу, взявшего мзду за исцеление. В ту же ночь явился Господь Косме и сказал: «Для чего ты скорбишь ради взятых трёх яиц? Они взяты не ради мзды, но ради клятвы жены в Мое имя...» Косма утешился, но никому не сказал о своём видении. Сотворив после сего ещё много знамений и чудес, с миром почил святой Косма.
Через несколько времени после его кончины почил с миром и святой Дамиан. Люди, чтившие их память, окружили тело Дамиана и недоумевали, где положить его. Завещание Космы было у всех в свежей памяти, нарушить его страшились. И вот, когда они в недоумении стояли при святом теле, внезапно подошёл к ним верблюд. Люди молчали, заговорил верблюд. «Человецы Божии, — так начал речь бессловесный, — много насладившиеся знамений и чудес от святых Космы и Дамиана, и не только вы, но и мы, животные, данные вам на службу Богом. Как слуга я пришёл к вам поведать тайну Космы, чтобы не разлучать их друг от друга, но вместе положить их». Верблюд этот был тот самый, который некогда был исцелен святыми. Люди, окружившие тело святого, возблагодарили Господа, так чудесно открывшего тайну Свою, и, положив святые мощи бессребреников в одну раку, погребли их на месте, называемом Фереман. Вскоре на месте их погребения устроена была церковь. В эту церковь из ближних и дальних стран стекались всякого рода болящие, многие из которых получали исцеления. Жизнеописатель святых Космы и Дамиана говорит, что легче измерить море и пересчитать звёзды, нежели поведать все чудеса святых.
5. Бессребреники мученики Косма и Дамиан Аравийские (память 30 октября)
Святые мученики бессребреники Косма и Дамиан Аравийские родились в Аравии и, получив от Бога благодать чудотворений, ходили по городам и сёлам, проповедуя Христа и исцеляя больных. За оказанную помощь святые не брали никакой платы. В Киликии язычники схватили святых врачей и привели к правителю Лисию. За отказ отречься от христианской веры правитель повелел бесчеловечно бить святых, а потом утопить в море, но Ангел Божий вынес их совершенно здоровыми из пучины на берег. Это чудесное спасение было приписано чародейству. На другой день Лисий приказал повесить братьев, бросать в них камни и стрелять из луков. Камни и стрелы отскакивали от их тел и поражали самих мучителей. Тогда язычники обезглавили святых. Вместе со святыми врачами были замучены их братья Леонтий, Анфим и Евтропий. Время их страданий с достоверностью неизвестно; несомненно только то, что они пострадали в конце III века, в царствование Диоклетиана и Максимиана.
6. Бессребреники мученики Косма и Дамиан Римские (память 14 июля)
Святые мученики, чудотворцы и бессребреники Косма и Дамиан, родные братья, были родом из Рима. Воспитанные родителями-христианами в правилах благочестия, они вели строгую, целомудренную жизнь.Научившись врачебному искусству, сии святые братья успешно исцеляли всякие болезни, и им содействовала во всем благодать Самого Бога. На каких бы больных людей или скотов ни возлагали они свои руки, те немедленно становились совершенно здоровыми. Сии искусные целители ни от кого не брали вознаграждения за исцеления, за что и были прозваны "безмездными врачами". Только одной самой драгоценной награды требовали они от исцеляемых, – веры во Христа. И, действительно, не только в самом Риме, но и в окрестных городах и селениях, которые они обходили с целью исцеления недужных, они многих обращали ко Христу. Помимо благодати исцеления, они благодетельствовали людям и щедрым подаянием. У них было большое, собранное предками и перешедшее к ним от родителей имущество, которое они продавали, раздавали нищим и нуждающимся; они питали алчущих, одевали нагих; одним словом, они оказывали милосердие всем бедным и неимущим.
Когда они исцеляли больных, то обычно они говорили им так: «Мы только возлагаем на вас руки, и ничего не можем сделать нашею собственною силою, всё же совершает всемогущая сила Единого истинного Бога и Господа Иисуса Христа; если вы уверуете в Него и не усомнитесь, то немедленно сделаетесь здоровыми». И действительно те, веруя, получали выздоровление. Таким образом, ежедневно многие, отвращаясь от идолопоклоннического нечестия, присоединялись ко Христу.
Святые братья Косма и Дамиан были оклеветаны завистниками и вызваны в Рим к императору Карину. Когда воины царские дошли до селения, в котором жили святые, и стали расспрашивать здесь о Косме и Дамиане, то верующие собрались к святым и умоляли их укрыться куда-нибудь на короткое время, пока минует их гнев царский. Но святые не только не послушались этого совета, но наоборот намеревались самовольно выйти к отыскивавшим их воинам, желая с радостью пострадать за имя Христово. Когда же к ним собрались многие верующие и слезными мольбами увещевали их сохранить свою жизнь не ради себя, но ради спасения других, то святые, хотя и против воли, повиновались им. Тогда верующие, взявши святых, сокрыли их в некоей пещере. Между тем, воины, тщательно отыскивая всюду святых и не находя их, от гнева и досады, схватили некоторых благочестивых мужей из того селения, возложили на них оковы и повели их в Рим. Узнав о сем, святые Косма и Дамиан немедленно вышли из пещеры и с поспешностью побежали по следам воинов; нагнавши последних на дороге, они сказали им: «Отпустите невинных, а нас возьмите, ибо мы – те самые, которых вам приказано взять». Таким образом воины, отпустивши тех мужей, возложили оковы на святых Косму и Дамиана и повели их в Рим.
Император потребовал отречься от Христа и признать языческих богов, на что святые ответили решительным отказом. Когда император стал устрашать их пытками, святые, желая вразумить его, воззвали к Богу. Внезапно шея императора искривилась таким образом, что он не мог повернуть головы. Тогда Карина и многих свидетелей объял страх Божий. Император покаялся пред братьями и исповедал перед всеми свою веру во Христа, и тотчас получил исцеление. Святые Косма и Дамиан были немедленно отпущены на свободу. После возвращения в свое селение близ Рима они продолжили прежнее богоугодное дело.
В той стране был один весьма известный врач, у которого первоначально учились врачебному искусству святые Косма и Дамиан. Его-то и научил враг рода человеческого, не терпевший славы угодников Божиих, позавидовать святым. Этот врач заманил их в горы и там убил в 284 году. После кончины святость врачей-бессребренников Космы и Дамиана была подтверждена многими чудесными знамениями милости Божией.
7. Мученик Орест Тианский (память 23 ноября)
Святой мученик Орест жил в конце II века в городе Тиане в Каппадокии во времена императора Диоклитиана и был знающим и искусным врачом. С детских лет святой Орест был воистину добрым христианином.
По приказу императора в Тиану для борьбы с христианством, широко распространившимся в Великой Каппадокии, направлен был военачальник Максимин. В числе первых на суд к Максимину был приведен Орест. Он мужественно и открыто исповедал свою веру в Распятого и Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. Гонитель предлагал святому богатства, почести, славу взамен отречения от Единого Истинного Бога, но святой Орест был непреклонен. По приказу Максимина, Ореста привели в богатый языческий храм и вновь предложили поклониться идолам. Когда он отказался, 40 воинов, сменяя друг друга, били святого мученика плетьми, палками, воловьими жилами, затем пытали огнём. Святой Орест воззвал к Господу: "Боже, сотвори со мною знамение во благо, да видят ненавидящие меня и постыдятся". И Господь услышал верного раба Своего. Началось землетрясение, идолы попадали и разбились. Все бежали из храма; когда оттуда вышел святой Орест, храм рухнул.
Разъярённый Максимин приказал заключить святого мученика на семь дней в темницу и не давать ему ни еды, ни питья, а на восьмой день продолжить мучения. Святому вбили гвозди в пятки, затем привязали к дикому коню. Влачимый по камням, святой мученик отошёл ко Господу в 304 году. Мощи его были брошены в море.
8. Мученик Диомид Тарсянин (память 29 августа)
Святой Диомид был родом из города Тарса Киликийского. По занятию он был врачом, верою же был христианин, и врачевал не только тела, но и души людские; ибо он увещевал язычников уверовать в Бога и просвещал их, подготовляя ко святому Крещению.
В царствование императора Диоклитиана святой Диомид оставил Тарс и пришёл в город Никею, находившийся в Вифинии. И здесь, по обыкновению своему, святой Диомид творил врачевания, причём врачевал не только лекарственными средствами, но главным образом призыванием всесильного имени Господа нашего Иисуса Христа. Многих идолопоклонников он обратил к вере во Христа благодаря своему искусству врачевания, а также и учением своим.
Когда император Диоклитиан, бывший в то время в странах восточных, узнал об этом, то послал воинов взять Диомида. По дороге из Никеи в Никомидию Диомид сошёл с телеги, чтобы помолиться, и умер. В доказательство исполненного поручения воины отсекли ему голову, но сами ослепли. Диоклитиан приказал отнести голову обратно к телу. Когда воины исполнили приказ, они прозрели и уверовали во Христа.
9. Бессребреники мученики Кир и Иоанн (память 13 февраля и 11 июля)
Святой угодник Божий Кир родился и получил воспитание в городе Александрии. Он был знаменитым врачом и совершенно бесплатно исцелял телесные болезни. Кроме того, он своими боговдохновенными речами и примером своей добродетельной жизни врачевал душевные недуги людей. Приходя к больным, Кир излагал им не советы Галена, или Гиппократа, но наставления святых апостолов и пророков о том, как сохранить себя от греховных недугов, которые бывают причинами телесных болезней: болезни душевные – суть более тяжкие недуги по сравнению со всеми болезнями тела; когда душа тяжко страдает грехами, то часто случается, что и тело подвергается тяжкой болезни, попускаемой Богом в наказание за грехи. Так поучая больных, а равно, проповедуя им и Божественное учение, святой Кир многих язычников привёл к познанию Бога истинного и сделал их христианами, уврачевав своим замечательным искусством их души и тела.
В это время царствовал нечестивый царь Диоклетиан. Святой Кир, славный александрийский врач, был обвинён пред начальником города в том, что он – христианин и многих наставляет в христианской вере; начальник повелел тотчас схватить его. Святой Кир, узнав об этом, бежал из города и из страны египетской и пришёл в Аравию. Это он сделал не из страха мук, или смерти за Христа, но следуя словам Христовым: «когда вас гонят в одном городе, бегите в другой» (Мф.10:23), а также из желания продолжать свою помощь ближним и, кроме того, желая лучше приготовить себя к страданиям за Господа своего в иноческом звании. Ввиду этого, он, по прибытии в Аравию, тотчас принял иноческий ангельский образ. Самоё прибытие его в Аравию произошло по особому Божьему промышлению, чтобы он и там привёл многих ко Христу и наставил их на путь спасения. Он оставил там и врачебное своё искусство, ибо получил от Бога дар чудотворения и уже не лечением и травами, а молитвами и словом исцелял всякие болезни. Через эти его чудотворения прославлялось имя Христово и многое множество идолопоклонников, оставляя свои заблуждения, обращались ко Христу, Истинному Богу.
В это время жил в Едесе святой Иоанн, благочестивый христианин, имевший почётное воинское звание. Когда началось диоклетианово гонение на христиан, он оставил своё воинское звание и славу мира сего, своё отечество, дом и родных, своё богатство, все это считая суетою, и пришел в Иерусалим, где, по прошествии некоторого времени, услышал о святом Кире и о совершаемых им чудесах, слава которых распространилась повсеместно. Он возымел сильное желание видеть святого Кира и жить вместе с таким великим угодником Божиим. Для этого Иоанн отправился прежде всего в Александрию, отыскивая Кира, но, не найдя его там, усердно расспрашивал, где он. Затем, узнав, что Святой Кир живет в Аравии, Иоанн поспешно отправился туда и, нашедши его, привязался к нему всею душою и был как самовидцем его чудес, так и усердным подражателем его добродетельной жизни.
Узнав, что в Египте, в городе Канопе, схвачена христианка Афанасия с тремя юными дочерьми, святые Кир и Иоанн поспешили прийти к ним на помощь, опасаясь, как бы страх перед мучениями не заставил их отречься от Христа. Они посетили их в темнице и укрепили в мужестве перед предстоявшим подвигом. Узнав об этом, правитель города схватил святых Кира и Иоанна и, убедившись в их твердом и безбоязненном исповедании веры во Христа, предал их страшным пыткам на глазах Афанасии и ее дочерей. Исповедницы так же стойко перенесли все мучения и были обезглавлены. Вслед за ними на том же месте казнили святых бессребреников Кира и Иоанна. Произошло это в 311 году.
10. Мученик Антиох (память 29 июля)
11. Мученик Фалалей Эгейский (память 2 июня)
В царствование Нумериана (283 - 284) правитель города Эгеи разослал воинов разыскивать христиан. К нему привели Фалалея, 18-летнего белокурого юношу. На расспросы правителя святой Фалалей отвечал: "Я христианин, родом из Ливана (Сирия). Отец мой, по имени Берукий, был военачальником, а мать зовут Ромилией. У меня есть брат в сане иподиакона. Я же обучён врачебному делу врачом Макарием. Во время гонения на христиан в Ливане я был приведен к правителю Тиверию, но едва избежал казни. Теперь стою перед судом, делай со мной, что хочешь. Желаю умереть за Христа Спасителя и Бога моего, надеясь с Его помощью претерпеть все муки".
Свирепый правитель приказал двум палачам Александру и Астерию просверлить голени мученику, продеть в отверстие веревку и повесить вниз головой. Однако палачи, по устроению Божию просверлили обрубок дерева, который повесили вместо мученика. Когда правитель увидел, что его обманули, то приказал жестоко избивать Александра и Астерия, которые исповедали себя христианами и прославили Бога. Правитель повелел немедленно отсечь им головы. Дважды пытался сам выполнить казнь - просверлить голени святому, но благодать Божия не допускала его, и он в бессилии повелел утопить святого Фалалея.
Возвратившиеся слуги доложили правителю о совершённой ими казни, но внезапно, когда они еще не окончили речь, явился святой Фалалей в белой одежде. Все долго пребывали в оцепенении, наконец, правитель сказал: "Смотрите, этот волшебник околдовал даже море". Тогда один из приближенных, волхв Урвикиан, посоветовал правителю бросить мученика на съедение зверям, но ни свирепая медведица, ни голодные лев и львица не тронули святого, но смиренно припали к его ногам. Видя происходившее, народ начал громко кричать: "Велик Бог христианский. Бог Фалалея, помилуй нас!". Толпа схватила Урвикиана и бросила его зверям, которые тут же растерзали волхва. Наконец, правитель приказал убить мечом святого мученика. Свидетеля Христова отвели на место казни, где он помолился Богу и склонил голову под меч. Это произошло в 284 году. Мощи святого мученика Фалалея находятся в храме святого Агафоника в Константинополе и совершают многие чудеса. Святой мученик Фалалей как врач, безвозмездно лечивший больных, назван Церковью Бессребреником и призывается в молитвах над больными в таинстве Елеосвящения и при освящении воды.
12. Мученик Иулиан Эмесский (память 19 февраля)
Святой мученик Иулиан был родом из финикийского города Эмесы. Он был искусным врачом, исцелял болезни не только телесные, но и душевные и многих людей обратил к вере во Христа Спасителя. Пострадал за Христа при императоре Нумериане (283-284 гг.) (по другим источникам в 312 г. при императоре Максимиане).
13. Священномученик Валентин, епископ Интерамны (память 12 августа)
Валентин (Уалентин), епископ итальянского города Интерамна, жил в III веке по Рождестве Христовом, обладал даром врачевать душевные и телесные болезни. Видя чудесные исцеления по его молитвам, многие люди обращались ко Христу.
В то время в Рим пришли из Афин три юноши-язычника Прокул, Ефив и Аполлоний для ознакомления с римской наукой и языком. Они нашли себе наставника, именем Кратон, и жили в его доме. Случилось, что сын Кратона Херимон тяжело заболел, спина его согнулась так, что голова очутилась между колен. Кратон обратился к епископу Валентину с усердной просьбой помочь больному. Придя в Рим к Кратону, святой епископ затворился в особой комнате вместе с больным юношей и усердно молился всю ночь. Когда наступил день, счастливые родители увидели своего сына исцелённым, уверовали во Христа и крестились со всеми своими домашними. Ученики Кратона юноши Прокул, Ефив и Аполлоний также приняли святое Крещение и стали вместе с Херимоном преданными учениками святителя Валентина. Слава о духовном учителе быстро распространилась, и много юношей и отроков обратилось к вере во Христа. Именно это и прогневало градоначальников-язычников. Священномученик был предан казни в 273 году.
14. Преподобный Павел Коринфянин (память 11 июля)
Преподобный Павел, врач из города Коринфа, в юности принял постриг в одном из монастырей. Здесь святой много трудился и стал опытным подвижником. Однажды преподобный Павел, по демонской злобе, был оклеветан женщиной. Она принесла в монастырь новорождённого младенца и сказала, что родила его от монаха Павла. Старец со смирением и радостью перенёс клевету, не отрекался и принял младенца, как родного сына. Когда святого стали укорять за нарушение иноческого обета, преподобный Павел сказал: «Братия, спросим младенца, кто его отец!». Новорождённый, указав рукой на кузнеца, произнес: «Вот мой отец, а не Павел монах». Увидев это чудо, люди поклонились старцу, прося прощения. С этого времени преподобный Павел получил от Бога дар исцеления болезней, отчего и был назван врачом. Скончался преподобный Павел 70-ти с лишним лет.
15. Преподобный Сампсон Странноприимец (память 10 июля)
Преподобный Сампсон Странноприимец — образец истинного христианского милосердия, живой и действенной любви к людям, доходящей до полного самоотвержения.
Святой Сампсон родился в Риме в богатой и знатной семье. Он получил хорошее образование, особенно основательно изучил врачебное искусство и использовал его для того, чтобы лечить безвозмездно, преимущественно убогих и нищих. Многих, страдающих неисцелимыми болезнями, Сампсон силой своего искусства исцелял. При этом его врачебному искусству споспешествовала и благодать Божия, которая была ниспослана ему за его добродетельную жизнь и за веру к Богу. Понимая, что дела благотворительности можно совершать только при христианском воспитании души, преподобный Сампсон прилежно занимался чтением Священного Писания, много молился.
Когда преставились родители святого Сампсона, и он сделался обладателем обширных имений, то святой не только не перестал совершать свои дела милосердия, безвозмездно врачуя неимущих, но и стал раздавать все оставшиеся ему по наследству имения, исполняя на деле совет о совершенстве, данный Спасителем богатому юноше (Мф. 19, 21). Преподобный избрал подвижнический образ жизни, отпустил всех рабов на свободу и, желая стяжать себе духовное сокровище, отправился в пустыню с намерением проводить строгую жизнь аскета. По Промыслу Божию святой Сампсон прибыл в Константинополь. Здесь он поселился в небольшом доме и стал принимать странников, больных, нищих и с усердием служил им. При этом святой Сампсон не только врачевал их с помощью своего врачебного искусства, но и старался угождать им пищею и постелью. Всё это он совершал с таким усердием, что добродетель милосердия всем казалась естественной для него. Преподобный с любовью относился к людям, творил дела милосердия. Все страдающие неисцелимыми болезнями, коих он принимал в дом свой, получали чудесное исцеление. Но святой Сампсон данный ему от Бога дар чудотворения скрывал под видом врачебного искусства, так как отличался смирением и не хотел восприять от людей славы и почитания себе. Однако святой Сампсон со временем сделался всем известным. Прослышал про него и Патриарх Константинопольский и, призвав его к себе, хиротонисал в пресвитеры, хотя святой и не желал того.
Слава о добродетелях святого Сампсона и его необыкновенном искусстве врачевания дошла и до царских палат. Случилось это при таких обстоятельствах. Император Юстиниан впал в сильный недуг и жестоко страдал. Призвали врачей, но они, осмотрев царя, начали спорить друг с другом, и долгое время только подавали царю напрасную надежду своими речами, но в действительности не могли уврачевать болезнь царя или даже облегчить его страдания. Призвали из всех областей Греко-римской империи искусных врачей, но ни один не мог уврачевать царя от той болезни. Тогда император стал усердно молиться Богу. Вскоре Юстиниан увидел во сне человека, о котором ему было сказано, что он-то и может исцелить императора. В поисках этого врача слуги императора обошли весь Константинополь, наконец, преподобный Сампсон был найден и приведен во дворец. Одним прикосновением руки к больному месту святой исцелил Юстиниана. Благодарный император стал предлагать ему много золота и серебра. Но преподобный отказался от даров, а взамен попросил императора построить странноприимный дом и больницу. Император охотно выполнил эту просьбу и даже приписал к этим учреждениям поместья для их содержания.
До глубокой старости преподобный Сампсон служил странникам и врачевал больных. Преподобный безболезненно и мирно скончался около 530 года, тело святого погребли в храме во имя священномученика Мокия. Святой Сампсон и по смерти своей подавал исцеление всяких болезней. От гроба преподобного истекало целебное миро, помазуясь которым больные разными недугами получали здравие.
16. Преподобный Агапит Печерский, врач безмездный (память 14 июня)
Преподобный Агапит – монах Киево-Печерской Лавры, первый лекарь Киевской Руси. Он прославился далеко за пределами Печерского монастыря своей дивной силой, с помощью которой он лечил больных людей. Говорили, что он «лечец от Бога».
Преподобный Агапит родился в Киеве около 1035 года. Он пришёл в пещеру к преподобному Антонию Печерскому. Приняв постриг, Агапит стал усердным учеником преподобного Антония. Агапит видел, как Антоний исцелял недужных своей молитвой, но чтобы те не искушались чудотворчеством, преподобный давал им ещё и полезные травы, но не они были причиной выздоровления, а чудотворная молитва Богу. Блаженный Агапит, ревнуя святому старцу, помогал больным. Агапит сначала подвизался в пещере вблизи преподобного Антония, где изучал высокую жизнь чудного подвижника, потом переселился в монастырскую келью и служил братии. Преподобный Агапит жил, имея в собственности только самое необходимое, как и многие святые подвижники. Беря во всём пример со старца, он многие годы трудился. Если заболевал кто-то из братии, Агапит уходил из своей кельи и неотлучно находился при больном: ухаживал за ним, перекладывал, если больной был малоподвижен, готовил ему еду и постоянно молился Господу о его исцелении, давая при этом ему травы из тех, что варил себе в пищу – он во всем следовал примеру своего великого наставника. И, конечно, видя такой молитвенный и человеческий труд, Господь не оставил Агапита и наделил и его даром исцеления. Вскоре в Киеве стало известно о целителе Агапите, к нему стали приходить больные, которые отходили от него здоровыми.
В те же времена в Киеве жил врач и маг, имени которого в Патерике не сохранилось, там он записан как Армянин – по вере и происхождению, который считался искуснейшим лекарем в Киеве. Одной из его способностей было умение, взглянув на больного, определить срок его кончины. Если болезнь была смертельной – он отказывался лечить больного. И всё у него шло удачно, пока не заболел первый боярин великого князя Всеволода. Армянин предрек ему смерть через восемь дней. Отчаявшийся боярин повелел перенести его в Киево-Печерскую обитель. Там он принял от блаженного Агапита травы, который подал тот ему с молитвой, и исцелился. Об этом исцелении стало известно в Киеве, что, конечно, подорвало лекарскую репутацию Армянина. Тогда тот, с целью навредить блаженному, послал в Печерский монастырь человека, осуждённого на смерть, чтобы тот принял перед Агапитом яд и умер. Однако, молитвою и травами, которые Агапит готовил для себя, блаженный исцелил умирающего. Тогда, озлобившийся маг попытался отравить самого Агапита, через своих единоверцев, послав ему отравленное питьё, но Агапит выпил зелье без всякого вреда для себя.
Однажды заболел князь Владимир Мономах, тогда княживший в Чернигове (будущий великий князь Киевский). Его лечил Армянин и употреблял все старания, все средства искусства, а болезнь не только не смягчалась, но час от часу становилась опаснее. Тогда Мономах обратился к игумену Печерской обители Иоанну с просьбой отпустить к нему блаженного Агапита, ибо тот был его последней надеждой на исцеление. Святой Агапит исцелил Черниговского князя, прислав ему варёное былие. Благодарный князь сам пришел в монастырь и хотел видеть своего целителя, но смиренный подвижник скрылся и не принял даров.
После многих трудов и подвигов богоугодных разболелся сам безмездный врач, блаженный старец Агапит. Армянин пришел тогда к нему и стал спорить с ним о врачебной хитрости, спрашивая: «Каким зелием врачуется этот недуг?» Блаженный отвечал: «Тем, какое укажет Господь — Врач души и тела». Тогда Армянин, считая преподобного невеждой во врачевании, сказал своим людям: «Он ничего не понимает в этом искусстве». Затем, взяв святого Агапита за руку, сказал: «Истинно говорю тебе, что в третий день ты умрёшь. Если же изменится слово мое, то сам я изменю жизнь мою и буду таким же монахом, как ты». Блаженный отвечал: «В этом ли состоит твоё искусство? Ты говоришь о смерти, а не о помощи твоей. Если ты искусен, то исцели меня; если же не можешь, то что укоряешь меня, предсказывая через три дня смерть; ибо Господь возвестил мне, что отойду к Нему только через три месяца». «Ты изменился уже весь и изнемог, — возразил армянин, — такие не могут прожить более трёх дней». В это время к Агапиту, который был болен сам, принесли другого болящего. Преподобный показал траву Армянину, но тот сказал, что такой травы не знает, и предположил, что она из Александрии. Тем временем, блаженный дал вкусить травы больному, помолился и тот стал здоровым. Однако, когда он предложил вкусить той же травы Армянину, тот отговорился тем, что в эти дни у него пост. Преподобный спросил, какой тот веры, и, узнав, что он – иноверец, потребовал немедленно оставить его келью.
Святой Агапит почил, по предсказанию своему, через три месяца (это произошло не позднее 1095), а Армянин пришёл к игумену Печерского монастыря, покаялся и принял постриг. «Верно, что Агапит - угодник Божий, - сказал он. - Я хорошо знал, что нельзя ему было при болезни его пережить трех дней, а Господь дал ему три месяца». Так преподобный излечил душевный недуг и направил на путь спасения.
Преподобный Агапит оставил после себя учеников – преподобный Алипий Иконописец считается первым дерматологом, преподобный Дамиан – первым педиатром, преподобный Прохор стал первым русским фармацевтом. Они все упокоены в пещерах Киевской лавры рядом со своим учителем, над гробом которого установлена краткая надпись: «Прп. Агапит Печерский — врач безмездный».
17. Преподобный Алипий Печерский (память 30 августа)
Преподобный Алипий Печерский жил в конце XI – начале XII века и вошёл в историю как родоначальник русского религиозного искусства. Он был монахом Киево-Печерского монастыря.
Преподобный Алипий принял монашеский постриг при игумене Никоне, позднее был посвящён в сан пресвитера. Он учился иконописи у константинопольских мастеров.
Согласно житию Алипия, с иконами, созданными им, были связаны многочисленные чудеса. Церковное предание связывает с именем Алипия ряд особо почитаемых икон. Алипий был также славен своим нестяжанием и даром врачевания. Он исцелил киевлянина, страдавшего проказой и гниением тела, помазав раны больного красками, приготовленными для писания икон. На иконе в правой руке святой Алипий держит целебную кисть, а в левой – сосудец с краской, получившей в его руках благодатную силу врачевать недуги.
18. Преподобномученица великая княгиня Елисавета (память 18 июля)
Родилась 1 ноября 1864 года в Дармштадте в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV. В 1884 году Елисавета Феодоровна вышла замуж за великого князя Сергея Александровича.
В 1892 году великая княгиня основала Елисаветинское благотворительное общество, учреждённое для того, чтобы «призревать законных младенцев беднейших матерей, дотоле помещаемых, хотя без всякого права, в Московский Воспитательный дом, под видом незаконных». Деятельность общества вначале проходила в Москве, а затем распространилась и на всю Московскую губернию. Елисаветинские комитеты были образованы при всех московских церковных приходах и во всех уездных городах Московской губернии. Кроме того, Елизавета Фёдоровна возглавила Дамский комитет Красного Креста, а после гибели супруга она была назначена председательницей Московского управления Красного Креста.
С началом русско-японской войны Елисавета Феодоровна организовала Особый комитет помощи воинам, при котором в Большом Кремлевском Дворце был создан склад пожертвований в пользу воинов: там заготавливали бинты, шили одежду, собирали посылки, формировали походные церкви.
Вскоре после гибели мужа Елисавета Феодоровна продала свои драгоценности и на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 Марфо-Мариинская Обитель Милосердия. По плану Елисаветы Феодоровны, обитель должна была оказывать духовно-просветительскую и медицинскую помощь нуждающимся, которым часто не просто давали еду и одежду, но помогали в трудоустройстве, устраивали в больницы. Нередко сёстры уговаривали семьи, которые не могли дать детям нормальное воспитание (например, профессиональные нищие, пьяницы и т. д.), отдать детей в приют, где им давали образование, хороший уход и профессию.
В обители были созданы больница, отличная амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, приют, бесплатная столовая и ещё множество учреждений. В Покровском храме обители проходили просветительские лекции и беседы, заседания Палестинского общества, Географического общества, духовные чтения и другие мероприятия.
Поселившись в обители, Елизавета Фёдоровна вела подвижническую жизнь: ночами ухаживала за тяжелобольными или читала Псалтирь над умершими, а днём трудилась, наряду со своими сёстрами, обходя беднейшие кварталы, сама посещала Хитров рынок — самое криминогенное место тогдашней Москвы, вызволяя оттуда малолетних детей. Там её очень уважали за достоинство, с которым она держалась, и полное отсутствие превозношения над обитателями трущоб. Во время Первой мировой войны Елисавета Феодоровна активно заботилась о помощи русской армии, в том числе раненым солдатам. Тогда же она старалась помочь военнопленным, которыми были переполнены госпитали и.
Великая княгиня отказалась покинуть Россию после прихода к власти большевиков. Весной 1918 года она была заключена под стражу и выслана из Москвы в Пермь. В мае 1918 года её вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург, а затем, через два м есяца, отправили в город Алапаевск. Елисавета Феодоровна не теряла присутствие духа, в письмах наставляла оставшихся сестёр, завещая им хранить любовь к Богу и ближним. В ночь на 18 июля 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна и другие узники были живыми сброшены в шахту в 18 км от Алапаевска. Елисавета Феодоровна перевязала частью своего апостольника рану князя Иоанна, упавшего на уступ шахты возле великой княгини. Окрестные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв.
19. Страстотерпица царица Александра Новая и великие княжны Ольга и Татиана (память 17 июля)
6 июня 1872 года в городе Дармштадте на юго-западе Германии у принцессы Алисы и принца Людвига Гессен-Дармштадтского родилась дочь Аликс — будущая русская императрица Александра Феодоровна Романова. Строгие принципы нравственности и чистоты, которыми отличалась Аликс, будучи взрослой, она унаследовала от своей матери. Принцесса Алиса очень любила родную Англию и дала своим детям настоящее английское воспитание в духе простоты и милосердия. Зимой она часто брала детей в дармштадтские больницы и приюты, обучая их с раннего детства доставлять радость другим. Впоследствии, когда Аликс в 1894 году стала всероссийской Императрицей, все эти качества, заложенные матерью, проявились со всей силой.
Императрица много сил и времени посвятила делам милосердия. К началу 1909 года под её покровительством состояло 33 благотворительных общества, общин сестер милосердия, убежищ, приютов и тому подобных учреждений, среди которых: Дом призрения для увечных воинов, Императорское женское патриотическое общество, Попечительство о трудовой помощи, школа нянь Её Величества в Царском Селе, Петергофское общество вспомоществования бедным и другие.
6 августа 1914 года началась Первая мировая война. Царская семья, как и вся Россия, с большой скорбью приняла это страшное известие. Александра Феодоровна, забыв свои болезни и недомогания, поспешно занялась устройством госпиталей, формированием отрядов, санитарных поездов и открытием складов её имени в Петрограде, Москве, Харькове и Одессе. В Царском Селе Государыня организовала эвакуационный пункт, в который входило около 85 лазаретов — в Царском селе, Павловске, Петергофе, Луге, Саблине и других местах. Обслуживали эти лазареты около 10 санитарных поездов Её имени и имени детей, чтобы лучше руководить деятельностью лазаретов. Государыня вкладывала всю свою душу и отдавала все силы, лишь бы чем-либо помочь своей стране в трудное время войны. Она вместе с двумя старшими великими княжнами Ольгой (19 лет) и Татианой (17 лет) решила лично пройти курс сестёр милосердия военного времени. Императрица и великие княжны Ольга и Татиана два часа в день занимались уроками и для практики поступили рядовыми хирургическими сестрами и тотчас приступили к работе — перевязкам, часто тяжелораненых; Государыня и великие княжны присутствовали при всех операциях. Стоя за хирургом, Александра Феодоровна, как каждая операционная сестра, подавала стерилизованные инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные ноги и руки, перевязывала гангренозные раны, не гнушаясь ничем и стойко вынося запахи и ужасные картины военного госпиталя во время войны. В перевязочной Государыня работала, как рядовая помощница. В общей тишине слышались лишь отрывистые требования: “Ножницы”, “Марлю”, “Ланцет” и т.д. с еле слышным прибавлением: “Ваше Величество”. Императрица любила работу. Хирург княжна Гедройц уверяла, что у Александры Феодоровны большие способности к хирургии. Перевязки, сделанные Государыней, держались дольше и крепче других. Каждое утро Императрица обходила палаты с Ольгой и Татианой, давая руку каждому раненому, после чего шла в операционную, где работала непрерывно до 11 часов. Начинался вторичный обход раненых. На этот раз она подолгу разговаривала с каждым, присаживаясь иногда. В начале первого она уезжала во дворец. Великие княжны целыми днями находились возле раненых. С.Я. Офросимова пишет: «Им они отдавали всю любовь, всю ласку и заботу богатых любовью и отзывчивостью душ; жизнь раненых стала их жизнью, над ними они склонялись с глубокой любовью и нежностью, у их изголовья проливали слёзы сострадания, из-за них часто не спали ночей, смертью кого-либо из них глубоко огорчались … Выписываясь из лазарета, каждый раненый уносил с собой какой-нибудь подарок. Каждый увозил с собой самое светлое, самое радостное воспоминание о княжнах. Если бы, будучи художницей, я захотела нарисовать портрет сестры милосердия, мне бы нужно было только написать портрет великой княжны Татианы Николаевны; мне даже не надо было бы писать его, а только указать на её фотографию, висевшую всегда над моей постелью, и сказать: “Вот сестра милосердия”».
К концу 1914 года такая изматывающая работа дала себя знать, и Императрица несколько недель не вставала с постели. К 1916 году Александра Феодоровна была окончательно изнурена. Что двигало императрицей в это тяжелое время войны, несмотря на все сплетни и косые взгляды? Наверное, глубокая вера в Бога. Она сама говорила, что истинное счастье не в том, чтобы быть богатым и жить во дворцах, но в том, чтобы быть полезной людям. И именно в годы войны она видела свое предназначение в служении раненым солдатам и офицерам. В своих письмах из ссылки Александра Феодоровна пишет, что она видела себя не только императрицей, но и матерью России, матерью всех её людей. Именно такой вселюбящей и сострадательной она была всю свою жизнь и осталась до самой смерти.
Александра Фёдоровна была расстреляна вместе со всей семьёй и приближёнными в ночь на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге.
20. Мученица Татиана (Гримблит) (память 23 сентября)
Мученица Татиана родилась 14 декабря 1903 года в городе Томске. В 1920 году начались репрессии против народа. В это время благочестивая девица и ревностная христианка Татьяна постановила себе за правило почти все зарабатываемые средства, а также то, что ей удавалось собрать в храмах города Томска, менять на продукты и вещи и передавать их заключённым в Томскую тюрьму.
26 марта 1926 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ постановило выслать Татьяну Николаевну в Зырянский край на три года. Вернувшись из заключения, она ещё активней помогала оставшимся в ссылках и находящимся в тюрьмах заключённым, многих из которых она теперь знала лично. Посещения заключённых и помощь им стали её подвигом и служением Христу. В подвиге милосердия и помощи, безотказности и широте этой помощи ей не было равных. В её сердце, вместившем Христа, никому уже не было тесно.
14 апреля 1931 года Татьяна Гримблит была арестована. 30 апреля 1931 года Особое Совещание приговорило Татьяну к трём годам заключения в концлагере, и она была отправлена в Вишерский исправительно-трудовой лагерь в Пермской области. Здесь, в лагере, она изучила медицину и стала работать фельдшером, что как нельзя лучше соответствовало выбранному ею подвижническому пути – беззаветному служению ближним. В 1932 году она была освобождена с запретом жить в двенадцати городах на оставшийся срок. Местом жительства она избрала город Юрьев-Польский Владимирской области. После окончания срока в 1933 году, Татьяна Николаевна поселилась в городе Александрове Владимирской области и устроилась работать фельдшером в больнице. В 1936 году она переехала в село Константиново Московской области и стала работать лаборанткой в Константиновской районной больнице.
Работая в больнице, и зачастую много больше, чем ей полагалось по её обязанностям, она почти все свои средства, а также и те, что ей жертвовали для заключенных верующие люди, отдавала на помощь находящемуся в заключении духовенству и православным мирянам, ведя с ними активную переписку. В её деятельности для всех страждущих была ощутима не только её материальная поддержка, но и поддержка словом – в письмах, которые она посылала. Для некоторых она в иные периоды становилась единственным корреспондентом и помощником.
5 сентября 1937 года Татьяна была арестована. 22 сентября тройка НКВД приговорила Татьяну к расстрелу. Татьяна Николаевна Гримблит была расстреляна 23 сентября 1937 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
21. Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий) (память 11 июня)
Священноисповедник Лука родился 14 апреля 1877 года в городе Керчи Таврической губернии и в крещении был наречён Валентином.
В 1898 году Валентин Феликсович после окончания Киевской гимназии поступил на медицинский факультет Киевского университета, где показал блестящие дарования в области медицины. Получив в 1903 году диплом, он в связи с началом русско-японской войны в составе отряда Российского общества Красного Креста выехал на Дальний Восток, где исполнял обязанности хирурга.
Во всех больницах, где ему приходилось трудиться, Валентин Феликсович не только добросовестно и с полной отдачей сил исполнял свои обязанности, но и старался внести принципиальные улучшения в деятельность медицинских учреждений. В течение двух с половиной лет молодой земский врач выполнил шестьсот семьдесят шесть больших и малых хирургических операций, причем только 18 % их были выполнены под общим наркозом, в тех случаях, когда операция без него была невозможна.
В 1915 году Валентин Войно-Ясенецкий опубликовал книгу «Регионарная анестезия»; в ней был обобщён его «личный опыт, какого не было в этом виде обезболивания ни у кого из хирургов нашей страны». За эту работу Варшавский университет присудил ему премию имени Хойнацкого.
В марте 1917 года семья Валентина Феликсовича переехала в Ташкент, куда его пригласили быть главным врачом городской больницы. С конца 1917 года в городе начались беспорядки и затем, как и по всей стране, Гражданская война; много было раненых, которых привозили в больницу, всегда в этих случаях вызывая Войно-Ясенецкого, как опытного хирурга. При вызове он сразу же отправлялся в больницу, никогда не выказывая никакого неудовольствия, даже тогда, когда, с точки зрения опытного врача, его вызывали по пустякам. Никто в это время не видел его гневным, или вспылившим, или раздражённым. Он со всеми говорил ровным, спокойным, негромким, чуть глуховатым голосом. Если ему что-либо не нравилось, то свои замечания он выражал таким же ровным, спокойным тоном.
Валентин Феликсович был активным прихожанином и не скрывал своей веры от коллег в больнице. Прежде чем приступить к операции, он всегда осенял себя крестным знамением и некоторое время сосредоточенно молился перед иконой Божией Матери, которая висела в операционной. Неверующие врачи в конце концов перестали обращать на неё внимание, а верующие считали это делом естественным.
В феврале 1921 года Валентин Феликсович был рукоположен во диакона. Это событие произвело огромное впечатление на жителей Ташкента, так как к этому времени он был уже известным врачом. На праздник Сретения Господня в 1921 году диакон Валентин был рукоположен во священника.
Отец Валентин повсюду по городу ходил в рясе, с крестом, чем немало нервировал ташкентское партийное начальство, так как к этому времени он был уже известным и признанным врачом-хирургом и председателем Союза врачей. С крестом на груди он читал лекции в Ташкентском университете, где был в то время профессором. Власти сначала терпели это, не зная, как подступиться к известному учёному, затем пытались его уговорить бросить церковное, но на все их уговоры он не обращал никакого внимания – перед каждой операцией по-прежнему молился и благословлял больных. При всей ненависти безбожников к христианству против действий врача-священника трудно было что-либо возразить, потому что его отношение к больным было с нравственной точки зрения безупречным, являя собой образец труднодостижимого идеала для любого врача, а вот именно этим христианским врачом и достигнутого.
Вскоре в Ташкент в ссылку прибыл епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), который одобрил пожелание ташкентского духовенства возвести отца Валентина в епископы и тайно постриг его в монашество в память апостола и евангелиста, врача и иконописца Луки. 31 мая 1923 года, иеромонах Лука был рукоположен во епископа.
В начале зимы 1923 года епископ Лука был отправлен в ссылку в Сибирь. В ссылке, в Енисейске, владыку и его спутников определили в хорошую квартиру, и они по воскресным и праздничным дням стали совершать дома всенощные и литургии. В первые дни пребывания в Енисейске епископ сделал трём слепым мальчикам-братьям операции, и они прозрели. Врач, заведовавший енисейской больницей, предложил епископу вести приём больных, которых оказалось столько, что запись на приём, начатая в начале марта, быстро достигла конца мая.
Вскоре власти распорядились отправить владыку в Туруханск. В Туруханске владыку разместили в квартире врача больницы и предложили вести врачебную практику; здесь ему пришлось совершать вместе с двумя помощниками-фельдшерами довольно сложные операции.
В январе 1926 года епископ Лука вернулся из ссылки в Ташкент.
15 мая 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Луку к ссылке в Северный край на три года. В конце 1933 года епископ Лука был освобожден и вернулся в Москву.
В 1934 году были опубликованы «Очерки гнойной хирургии». Это был наиболее полный и совершенно новый труд в этой области, положивший начало отдельному направлению в медицине. Всё это время владыка занимался широкой благотворительной деятельностью.
Епископ Лука был арестован 24 июля 1937 года. 13 февраля 1940 года власти приговорили епископа Луку к пяти годам ссылки в Красноярский край. В ссылке он стал работать врачом в местной больнице.
В октябре 1941 года епископ был назначен консультантом всех красноярских госпиталей. Владыка брал к себе самых тяжёлых больных; во время прихода в Красноярск эшелонов с ранеными, он посылал встречать их своих сотрудников-врачей с просьбой, чтобы они отбирали для него самые сложные случаи, которые считались безнадёжными; многие из этих раненых выжили лишь благодаря тому, что их лечил епископ Лука. Здесь большое значение имело не только врачебное искусство святителя, но ещё в большей степени его вера в помощь Божию, здесь было явлено множество чудес, которые Господь сотворил руками архиерея. Владыка знал каждого своего больного в лицо, знал его имя, фамилию, держал в памяти все подробности операции и послеоперационного периода; он говорил своим коллегам-врачам: «Для хирурга не должно быть “случая”, а только живой страдающий человек».
Летом 1942 года окончился срок ссылки, и епископ Лука был возведен в сан архиепископа.
Назначенный на кафедру в Крым, архиепископ Лука 24 мая 1946 года прибыл в Симферополь. Архиепископ Лука застал Церковь в Крыму в самом плачевном состоянии. Управляя Крымской епархией, владыка попытался упорядочить её религиозную жизнь. Кроме богослужебной деятельности, владыка принимал у себя дома больных, он никому не отказывал, и часто в исцелении больных через архиерея-врача действовал Сам Господь.
В 1956 году владыка полностью лишился зрения, и уже не мог непосредственно принимать и лечить больных, но, угодив Богу, молился за них, и Господь по его молитвам совершал чудеса.
В 1958 году архиепископ Лука был уволен за штат. Святитель продолжал помогать бедным приходам епархии, стремясь их оградить от закрытия.
Архиепископ Лука скончался рано утром 11 июня 1961 года.
22. Преподобная Анастасия Киевская (память 2 ноября, местночтимая святая Киевской епархии)
Преподобная Анастасия (в миру Александра Петровна Романова) родилась 2 мая 1838 года в Санкт-Петербурге в семье принца Ольденбургского Петра Георгиевича.
Унаследовав взгляды отца, она уже в юные годы помогала бедным и больным детям. 25 января 1856 года Александра и вступила в брак с великим князем Николаем Николаевичем Романовым (Старшим), братом императора Александра II. Супруги имели детей - великих князей Николая и Петра. Великая княгиня основала в Санкт-Петербурге Покровскую общину сестёр милосердия, больницу, амбулаторию, отделение для девочек-сирот, фельдшерское училище и другие благотворительные учреждения. До 1881 года Александра Петровна была председателем совета детских приютов Ведомства учреждений императрицы Марии Феодоровны, которое возглавлял принц Ольденбургский. Благодаря заботам великой княгини был составлен капитал, на доходы от которого содержались 23 приюта для 5 тысяч сирот. Во время Русско-Турецкой войны на собственные средства великая княгиня организовала санитарный отряд.
В 1879 году Александра Петровна, страдавшая от рака груди, уехала на лечение за границу, в 1880 году переехала в Киев, где в 1889 году основала Покровскую женскую обитель, в которой и поселилась. Здесь великая княгиня, долгие годы прикованная к постели, получила чудесное исцеление и стала ходить.
После кончины супруга, последовавшей 13 апреля 1891 года, она тайно приняла монашеский постриг с именем Анастасия. При Покровском монастыре великая княгиня открыла современную больницу для неимущих с единственным в Киеве рентгеновским кабинетом, устроила бесплатную аптеку, училище и приют для девочек-сирот, приюты для неизлечимо больных женщин и для слепых.
Преподобная Анастасия была строгой постницей, жила в простой келье, отдавая все средства на содержание основанных ею учреждений. Она исполняла обязанности ассистентки хирурга на операциях, осуществляла надзор за больничным распорядком, питанием и духовной жизнью больных, приготовлениями к операциям, несла дежурство у постелей оперированных, поддерживала дух больных. В 1897 году великая княгиня предотвратила эпидемию тифа в Киеве, организовав несколько специализированных больниц. До 1894 года, когда её состояние здоровья стало ухудшаться, и ей самой потребовалась операция, она присутствовала на всех монастырских службах, сама читала шестопсалмие, часы, канон.
«Княгинин» монастырь, как называли Покровскую обитель, имел миссионерское и просветительское значение: здесь работали книжная и иконная лавки, большим тиражом выпускались листки религиозно-нравственного содержания, помещённые в обитель сектантки-штундистки благодаря мягкому обращению и беседам с ней через некоторое время возвратились в Православие.
Преподобная Анастасия скончалась 13 апреля 1900 года после тяжких страданий во вторник Светлой седмицы. Она была похоронена при огромном стечении народа в основанной ею обители напротив алтаря Покровской церкви.
III. Заключение
Изучив жития святых врачей можно прийти к выводу, что быть врачом – это подвиг. Было бы очень хорошо, если бы каждый врач в своей деятельности руководствовался житиями своих святых «коллег» как примером для подражания. Следует обратить внимание, что всякий святой врач стремился прежде всего излечить душу своего пациента, а потом уже и его тело (ведь хорошо известно, что многие телесные недомогания не прекращаются или даже усугубляются, если душа человека повреждена греховными страстями или угнетена какой-либо скорбью). Кроме того, из житий святых явствует, что человек с дипломом медика, если он хочет быть достойным называться врачом, должен быть нелицеприятным, нестяжательным и бескорыстным, он должен лечить как богатых, так и бедных, как друзей, так и врагов. Также исходя из житий святых можно сделать вывод, что хороший врач должен быть терпеливым, трудолюбивым, милосердным и сострадательным, он должен думать прежде всего о своих пациентах, а не о себе. И, наконец, врачу следует тщательнейшим образом хранить чистоту своей души. Только при условии соблюдения всех этих условий врач может, служа страждущим, угодить Богу.
IV. Список использованной литературы
Список литературы смотрите в оригинале статьи.