Санкт-Петербургский Государственный Университет
Медицинский Факультет
Реферат по курсу «История медицины» на тему:
«История перинаталогии»
Выполнила: студентка I курса 102 гр. В.А. Кан
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………3
Основные понятия и определения….…………………………………………………….4
История перинаталогии древнейших времен……………………………………………5
История перинаталогии Средних Веков и Нового Времени………………….………..8
История перинаталогии Новейшего Времени…………………………………………..13
Современная перинаталогия……………………………………………………………...17
Заключение…………………………………………………………………………………19
Список использованной литературы……………………………………………………..20
Введение
Современная медицина может ответить почти на все вопросы, касающиеся здоровья человека от оплодотворения яйцеклетки до смерти организма. Особое внимание сегодня концентрируется на вопросах продления жизни и предотвращении многих болезней еще во внутриутробном состоянии. Последним занимается молодая наука перинатология, которая находится на стыке педиатрии и неонаталогии. Именно эта наука на сегодняшний день является одной из самых перспективных, так как помогает предотвратить очень многие наследственные заболевания за счет проведения пренатальной диагностики плода. В крупных городах России уже созданы специальные перинатальные центры, куда направляют беременных из групп высокого риска рождения детей с врожденными и наследственными заболеваниями для особого наблюдения за развитием плода. Особое внимание уделяется недоношенным детям, так как именно они нуждаются в особых условиях существовании, которые может обеспечить только хорошо оборудованный центр.
В рамках развития перинатологии начинают зарождаться новые направления – перинатальная хирургия, психология, фармакология, физиология, патология, то есть вес дисциплины, изучающие организм взрослого человека, проецируются на новорожденных и детей от 28 недель внутриутробной жизни. Ежегодно проходят международные и национальные конференции и конгрессы, посвященные основным проблемам педиатрии, акушерства, гинекологии и перинаталогии.
Однако, несмотря на бурное развитие этой науки, многое еще недоступно большей части населения России, так как для улучшения пренатальных исходов помимо пренатальной диагностики необходимо должное оборудование и возможность проведения антенатального мониторинга в условиях женской консультации, что на сегодняшний день является роскошью для многих регионов.
Изучение истории перинаталогии является важным и основным этапом изучения науки в целом, так как помогает проследить динамику развития данной отрасли, начиная с древнейших времен и заканчивая новейшей историей. Проанализировав этапы становления перинатологии как научной дисциплины, можно выделить основные тенденции развития.
Основные понятия и определения
Перинаталогия – раздел медицины, изучающий ребенка с 28 недель внутриутробной жизни до 7 суток жизни после рождения. Перинаталогия является ветвью педиатрии (неонаталогии) и акушерства-гинекологии и считается молодой наукой, так как педиатрия как самостоятельная ветвь медицины возникла лишь в первой половине XIX века, а неонаталогия – лишь в XX веке. Термин «неонаталогия», «неонатолог» были предложены американским педиатром Александром Шаффером в 1960 г. в руководстве «Болезни новорожденных». Неонатология – раздел педиатрии, наука о выхаживании новорожденных. Суть неонатологии: изыскание оптимальных методов диагностики и лечения болезней у детей первых четырех недель жизни, реабилитация больных новорожденных, создание в неонатальном периоде условий, необходимых для формирования состояния здоровья во всей последующей жизни человека. В 1987 году в номенклатуру врачебных специальностей в России внесен врач педиатр-неонатолог[1].
К сожалению, отдельной номенклатурной единицы «врач-перинатолог» в настоящее время еще нет, хотя, очевидно, что этот вопрос ближайшего будущего. Ведь именно в перинатальном периоде с 28 недели внутриутробной жизни человека по седьмые сутки жизни после рождения высокоэффективны первичная и вторичная профилактика очень многих хронических заболеваний.
История перинатологии древнейших времен
Перинаталогия является наукой на стыке двух дисциплин: акушерства-гинекологии и педиатрии. Первые сведения о приемах родовспоможения дошли до нас с древнейших времен. С глубокой древности вплоть до XIX века выхаживанием новорожденных занимались лишь повивальные бабки, акушерки. В Библии упомянуты две повивальные бабки — Шифра и Фуа. Среди древнегреческих повивальных бабок известна подруга Перикла — Аспазия. Однако, несмотря на помощь повивальных бабок, в древности приблизительно 10% детей, родившихся живыми, умирали в первый месяц жизни, а потому Суршута в Аюрведе рекомендовал давать ребенку имя лишь через 10 дней после рождения, а Аристотель в трактатах «История животных» — на 7-й день. В том же трактате Аристотель пишет, что греческие акушерки с целью оживить новорожденного при отсутствии у него дыхания выжимали кровь из пуповины по направлению к его туловищу, что нередко приводило к смерти младенца от судорог в первые дни после рождения[2].
Несмотря на общий прогресс медицины, отношение к детям в Древней Греции было таким же, как в Индии и Китае. Платон, Аристотель, Перикл оправдывали убийство слабых и уродливых детей, отказ от лечения хронических болезней и подбрасывание новорожденных. Перикл разрешал продажу в рабство незаконнорожденных детей. Христианство и другие великие религии провозгласили человеческую жизнь священной, и в 313 г. император Константин издал закон, запрещающий инфантицид (детоубийство). В православии даже есть покровитель новорожденных и младенцев — Святой Стилианос[3].
По некоторым данным, в X-V тысячелетии до н.э. была известна операция кесарева сечения. Согласно письменным источникам, дошедшим до наших дней, в Месопотамии в середине II тысячелетия до н.э. родовспоможением занимались женщины, при смерти роженицы осуществлялось рассечение живота для извлечения живого младенца.
До наших дней дошел ряд источников по истории и врачеванию Древнего Египта: это описания историков и писателей древности, археологические исследования, записи и изображения на стенах пирамид, гробниц, саркофагов и заупокойных стенах, тексты папирусных свитков. В одном из самых древних дошедших до нас папирусных свитков, называемом «папирус из Кахуна» имелись разделы о родовспоможении, определении пола новорожденного. Датируется он приблизительно 1850 г. до н.э., эпоха Среднего Царства, XII династии. К этому же времени относятся VI и V папирусы из Рамсессума. Они содержат описание рациональных и магических приемов врачевания, IV папирус описывает уход за новорожденными, прогнозы беременности, рецепты контрацепции, простое родовспоможение[4].
В древней Индии родовспоможение считалось самостоятельной областью врачевания. До нас дошел медицинский сборник Сушрута, относящийся к IV веку н.э. Это классический период в истории древнеиндийского врачевания. В нем подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия, которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на головку или на ножку, кесарево сечение, применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца. Сохранились и более ранние источники, указывающие на развитую технику, например, рельеф, изображающий процесс родов, где помощь роженице оказывают две женщины (Бхаткал, XII век до н.э.[5]).
Самое обширное во всей древней литературе сочинение по родовспоможению, гинекологии и болезням детского возраста составил Соран из Эфеса, греческий врач, практиковавший в Риме в начале II века. Одним из его сочинений явилась дошедшая до наших дней «Гинекология». В процессе родовспоможения Соран старался максимально отойти от грубых и насильственных методов, описал приемы предупреждения разрыва промежности, поворот плода на ножку и головку, операцию эмбриотомии, разрабатывал различные методы обследовании (прощупывания, простукивания, выслушивания звуков в области расположения плода, исследовании пульса). В «Гинекологии» Сорана много внимания уделяется правилам кормления грудью. Им был впервые предложен тест для определения качества молока путем наблюдения за каплей его на ногте исследующего, продержавшийся столетия. Однако ряд рекомендаций Сорана («подсаливание» младенцев, плотное пеленание) признавались варварскими. В последующие эпохи сочинения Сорана получили широкое распространение на Ближнем Востоке и в Европе и вплоть до Нового Времени считались основным источником знаний по родовспоможению, гинекологии и лечению детей раннего возраста.
В древнерусском государстве помощь при родах и первичный уход за новорожденными осуществляли женщины. Неотъемлемой частью медико-санитарного быта Древней Руси была русская паровая баня, первые описания которой содержатся в летописи Нестора, датируемой XI веком нашей эры. Баня была самым чистым и теплым местом, поэтому наряду со своим прямым назначением баня использовалась и как место, где принимали роды и осуществляли первичный уход за новорожденными.
Необходимо отметить, что медицина великих цивилизаций доколумбовой Америки была на уровне основных достижений развитых рабовладельческих обществ древнего Востока. Высокого условия на континенте достигло искусство родовспоможения и лечения женских болезней. По мнению большинства исследователей, ацтекская медицина в этой области не уступала современной европейской. Как и во многих других культурах, родовспоможением в доколумбовой Америке занимались женщины, которые уже рожали. Они пользовались всеобщим уважением и приглашались в семью сразу после заключения брака, для того, чтобы дать необходимые советы по гигиене и правилам поведения во время беременности. За несколько месяцев до родов беременной устраивали паровую баню, во время которой ощупывали живот, определяли положение плода и при необходимости исправляли его. При появлении первых признаков родов роженицу мыли в бане, давали ей лекарство для предотвращения разрывов и поили соками, настоями и отварами растений, которые и способствовали обезболиванию и стерилизации родов. Рожали стоя на четвереньках или сидя на корточках. Как правило, роженице помогали две женщины: одна поддерживала ее сзади, а другая принимала новорожденного ребенка. Кормление детей грудью начинали со 2-3 дня после рождения и продолжали иногда до 3-4 лет, применяя специальные медицинские растения для стимуляции выделения молока. При патологических родах применяли эмбриотомию. Достоверных сведений о прижизненной операции кесарева сечения у ацтеков не имеется. Лечение женских болезней было весьма эффективным благодаря многочисленным лекарственным средствам, которые приготовлялись из местных растений, минералов и частей животных со строгим соблюдением их дозы. Некоторые средства медицины доколумбовой Америки используются сегодня в акушерско-гинекологической практике. Однако большинство из них неизвестно современной науке, в частности это касается средств контрацепции и регуляции беременности. Так, если женщина современного индейского племени Бразилии решает воздержаться от деторождения, она выпивает настойку из известной ей местной травы, после чего перестает рожать. Может пройти несколько лет, и ели она вновь захочет родить ребенка, она отыскивает другую траву, которая снимает эффект первой. Тайна об этих лекарственных травах строго сохраняется внутри племени и передаются в устной традиции[6].
История перинатологии Средних Веков и Нового Времени
Первые специальные сочинения о болезнях детей стали появляться в XV веке в Европе. В 1472 г. вышла первая печатная книга педиатрии – « Книга о болезнях детей», Паоло Багеллярд. В ней приводятся следующие рекомендации: «как только младенец волею божией выйдет из утробы материнской, повитухе следует быстрой и бережной рукой запеленать его в полотняную пленку, не жесткую, но возможно более мягкую, не новую, и положить новорожденного себе на колени. Нужно посмотреть, дышит ли ребенок. Когда повитуха убедится, что тельце его теплое, ей следует подуть ребенку в ротик, если дыхание не заметно...» Далее говорится о ванне, в которой следует выкупать новорожденного. Вода в такой ванне должна быть «приятно теплой, не обжигающе горячей, нехолодной, несоленой, согласно обычаю древних греков». Затем приводится следующий совет: «Постольку младенца следует ставить в комнату с измеренной температурой; в ней не должно быть слишком много света, так как чрезмерно яркий свет может ослепить ребенка»[7].
Во времена позднего Средневековья помимо продолжения накопления эмпирических знаний, углублялись знания по фундаментальным наукам, лежащим в основе медицины. Габриэль Фаллопий, 1523-1562 гг., изучал строение репродуктивных органов, развитие человеческого зародыша и его сосудистой системы, впервые описал строение и функции маточных труб, позже названных фаллопиевыми. В эту же эпоху появляются новые печатные руководства по педиатрии: английский врач У.Кадоган написал работу «Опыт вскармливания и ухода за детьми от рождения до 3х лет», его соотечественник Андервуд – руководство по детским болезням. В 1549 году одни из известнейших хирургов своего времени Амбруаз Парс, который был первым хирургом и акушером при дворе Генриха II, Франциска II, Карла IX, Генриха III и главным хирургом парижской больницы «Отель Дьё», опубликовал «Руководство по извлечению младенцев как живых, так и мертвых, из чрева матери»[8].
Много внимания вопросам правильного родовспоможения и оказания помощи новорожденному уделял первый русский профессор-медик С.Г. Забелин, который в 1775 году в Москве опубликовал сочинение «Слово о правильном воспитании с младенчества в рассуждении тела, служащее к размножению в обществе народа». Она предлагает следующие приемы оказания экстренной помощи ослабленному новорожденному: «Младенец иногда столько слаб родится, что они тихо иль совсем не кричит, ил дышит трудно, мало, редко, движение его едва приметно, тело пятнами или вовсе посинело, побагровело, почернело, то всякую помощь подать ему сперва легчайшими средствами…Итак, во-первых, надлежит прыскать на младенца теплою водою, искусно тереть его полотенцем или губкою, намоченную несколько душистою водою; в рот пустить ему несколько капель вина белого или той же воды душистой и курить ладаном, потерев подошвы щеткою, так же и на руках его начать полезно. Впрочем, лучший способ есть: в носу легонько махровым концом перышка как бы пощекотать. При сем находящуюся вокруг сих мест всякую мокроту стараться искусно очистить и вынуть. Если же сии способы не дают пользу или младенец без всякого движения и посинел, то при первом его усмотрении должно ему в рот дышать, зажав нос, или дышать в нос, сжавши рот, чтобы воздух пропустить в его легкие»[9]. Здесь мы видим уже указания на этапность оказания помощи младенцу: от простого к сложному, от минимальных воздействий к интенсивным. Отмечена необходимость очищения носоглотки.
В начале XIX века начинают возникать специализированным детские больницы (1802 – Париж, 1834 – Санкт-Петербург, 1842 – Москва) и клиники (1806 – при Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге, 1866 – при Московском университете), но новорожденных в них не принимают. Педиатрия стала формироваться как самостоятельная научная дисциплина.
Во второй половине XVIII века начинает формироваться русское научное акушерство, основоположником которого считают профессора Санкт-Петербургской «бабьичей школы» Н.Т. Максимовича – Амбодика. Его первое оригинальное отечественное руководство «Искусство повивания или наука о бабьичем деле» содержит информацию по вопросам физиологии и гигиены, а также заболеваниям новорожденных и детей раннего возраста. Однако основоположником русской педиатрии считают заведующего кафедрой «акушерства и вообще учения о женских и детских болезнях» Петербургской Медико-хирургической академии Степана Фомича Хотовицкого, который первым в России разработал и начал читать самостоятельный курс детских болезней и является автором первого оригинального обстоятельного руководства по детским болезням «Педиатрика». Хотовицкий также добился клинического преподавания педиатрии и повторного открытия детских коек в акушерской клинике после того, как первое детское клиническое отделение Медико-хирургической академии закрылось в 1809 г., просуществовав 3 года[10].
Важным этапом в развитии оказания помощи новорожденным послужило закапывание в глазную щель при рождении 2% раствора азотнокислого серебра (ляписа) в качестве метода профилактики гонобленнореи у новорожденных, предложенного заведующим кафедрой акушерства, женских и детских болезней Киевского Университета А.П. Матвеевым в 1853 году[11]. Этот же метод независимо от А.П. Матвеева был разработан немецким акушером К.С.Креде.
В целом вклад акушеров в совершенствование выхаживания новорожденных в XIX веке и в создании предпосылок для формирования неонаталогии и перинаталогии очень велик. Французский акушер Пьер Будин, работавший в госпитале Шерите и в Материнском госпитале Парижа, изучая заболеваемость и смертность новорожденных, доказал, что изоляция недоношенных и больных новорожденных ведет к снижению неонатальной смертности. Ему же принадлежат работы, посвященные важной роли грудного вскармливания в рациональном выхаживании новорожденных. Основной же заслугой Будена является доказательство значительной роли охлаждения детей, особенно недоношенных, сразу после рождения как причины повышенной неонатальной заболеваемости и смертности[12]. В этой связи нужно отметить, что среди низших слоев общества во Франции XIX века существовал обычай не одевать ребенка до крещения, что, безусловно, приводило к чрезвычайно высокой младенческой смертности в холодное время года.
Важная роль согревания в выхаживании недоношенных детей была известна и раньше, в частности, врач-ординатор Императорского Воспитательного дома Санкт-Петербурга Иохан Г. фон Рюль в 1835 году предложил кувез с двойными металлическими стеклами для этих детей. Особенно большую популярность приобрела ванночка-кроватка, разработанная в 1860 году Карлом Креде[13].
Во второй половине XIX века было открыто большое количество фактов, принципиальных для будущего формирования неонаталогии. В. Литтл открыл ведущую патогенетическую роль асфиксии новорожденных в формировании детских церебральных параличей, им же было дано описание самой часто встречающейся формы детского церебрального паралича – спастическая диплегия, ныне называемая как болезнь Литтла. Дж.Орт выявил кристаллы билирубина в ядрах основания мозга у новорожденных с тяжелой желтухой. На основании этого открытия и собственных разработок К. Шморль в 1903 году создал представление о ядерной желтухе. В результате блестящих работ венгерского акушера И.Ф. Земмельвейса и американского О.В. Холмса в 60-70 гг в практику родовспомогательных учреждений стали вводить асептику (еще до Листера), что привело к резкому снижению смертности не только родильниц, но и новорожденных. Важную роль в дальнейшем становлении педиатрии, неонаталогии и перинаталогии сыграли открытия Пастера и Коха в области микробиологии и инфекционных болезней и введении ими вакцинопрофилактики, а также работы Р. Вирхова, заложившие фундамент современной патанатомии. А. Маршант в 1850 г. предложил кормление недоношенных детей через зонд, что дало возможность спасения детей с отсутствующим или слабым сосательным рефлексом, т.е. глубоко недоношенных и тяжело травмированных в родах.
В 1898 г. М.Рубнер и О.Гейбнер установили пищевые потребности недоношенных детей, которые выше чем у доношенных и составляют 120-150 ккал/кг/сух[14]. Французский акушер Ф. Бидерт в 1882 г. предложил способ обеззараживания молока помещением его в кипящую водяную баню. Ст. Теренер в 1891 г. ввел в практику выхаживания больных новорожденных ингаляцией кислорода. В 1858 г. Дж. Гетчинсон написал триаду признаков, характерную для врожденного сифилиса (кератит, глухота, «изъеденность» резцов). Р.Вирхов описал патоморфологию мозга у детей с врожденным сифилисом и высказал гениальное предвидение того, что внутриутробные инфекции не сводятся к одному сифилису и круг их гораздо выше.
В XIX веке многими акушерами предлагались реанимационные пособия для оживления детей, родившихся в асфиксии. Ф.Н. Филатов (1890) предложил попеременное опускание ребенка в ведро с холодной и потом теплой водой. Е.Нобл предлагал подвешивание ребенка вниз головой, Б.Шультце в 1866 г. – качание ребенка на вытянутых руках врача, Д.А. Соколов – ритмичное сгибание головы и ног ребенка, Р.В. Пороховник – ритмичное сдавливание рукой врача грудной клетки ребенка, опущенного головой вниз[15].
Однако позже было установлено, что все способы «ручного искусственного дыхания» травматичны для новорожденного и не являются адекватными методами оказания помощи для детей, родившихся в асфиксии. Первый метод более адекватного искусственного дыхания новорожденному был предложен французским акушером Ф. Шаусьером, который применил ручной респиратор с ручным приводом, состоящий из маски и сжимаемого мешка. Первый автоматический респиратор с ручным приводом типа надувного жакета для оказания помощи для детей, родившихся в асфиксии, разработал в 1882 г. изобретатель телефона А.Бэлл. Его прибор был назван «спасатель новорожденных». В России первый аппарат, с помощью которого можно было нагнетать и отсасывать воздух из легких детей, родившихся в асфиксии, был разработан И. Гвоздевым в 1868 г[16].
Первым фундаментальным трудом в России, посвященным научной педиатрии, стал классический труд И.П. Гундобина «Особенности детского возраста», вышедший в свет в 1906 г. и навсегда вошедший в золотой фонд отечественной и мировой педиатрии. Первой русской монографией по неонаталогии стала книга профессора Харьковского Университета М.Д. Пономарева «Болезни новорожденных», вышедшая в свет в 1879 г. В 1885 г. опубликован первый труд, посвященный недоношенным детям – книга главного врача Московского Воспитательного дома Н.Ф. Миллера «Дети-недоноски и особенности их болезней». Им же в 1869 г. был предложен критерий недоношенности – вес при рождении менее 2500 г., продержавшийся более 100 лет в клинической практике. В конце 90х годов XIX века были опубликованы лекции приват-доцента Военно-Медицинской Академии В.П.Жуковского «Болезни новорожденных»[17].
Конец XIX века в России ознаменовался ростом и расширением сети родильных приютов: в 1898 г. В России было 168 родильных приютов на 1411 коек (общее число родов в них за год 55 813), а в 1906 число приютов выросло до 566 на 4735 коек (число родов за год – 173 662). В 1906 году педиатры стали уже постоянно работать в родильных домах, что означало новый этап развития родовспоможения в России. В начале XX века в Клиническом повивальном институте в Петербург (ныне Институт акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта) работал выдающийся педиатр А.Л. Владыкин, издавший за четверть века своей работы книги: «Новорожденные, пол, размеры, мертворождаемость, смертность и заболевания» (1912), «Уход за новорожденными» (1915). Он был первым профессором неонаталогии[18].
История перинатологии Новейшего времени
В 1920-е годы в России было открыто два медицинских учреждения, ставшие крупнейшими методическими центрами по изучению организации медицинской помощи новорожденным – институт охраны материнства и младенчества (ныне Институт педиатрии РАМН), открытый в 1922 году в Москве, и Институт охраны материнства и младенчества им. Клары Цеткин, открытый в 1925 году в Ленинграде (ныне Санкт-петербургская педиатрическая медицинская академия). В Москве школу педиатров, изучавшую физиологию и патологию новорожденных детей, основал выдающийся педиатр академик АМН Георгий Нестерович Сперанский, а в Ленинграде – Александр Федорович Тур[19].
Г.Н. Сперанский был первым педиатром страны, разрабатывавшим принципы перинатальной охраны ребенка. Он был основным автором и редактором первого отечественного учебника по болезням детей раннего возраста, организовал первые детские консультации, специализированные роддома для резус-сенсибилизированных женщин. А.Ф.Тур был автором руководства «Физиология и патология новорожденных детей», издававшегося четырежды с 1936 по 1967 гг. В школах А.Ф. Тура и Г.Н. Сперанского были воспитаны десятки ученых, являющихся основоположниками отечественной неонаталогии. С момента открытия двух вышеупомянутых институтов впервые были созданы в России и отделения второго этапа для выхаживания недоношенных и уже через несколько лет изданы первые монографии о лечении и уходе за недоношенными: Т.Н. Чеботаревская «К физиологии, патологии и клинике недоносков», Е.А. Ивенская «Вскармливание недоношенных детей», «Недоноски»[20].
В 1951 г. был выпущен отечественный открытый кувез – электрическая грелка-кровать М.С. Пампулова. В 70-х гг в России стали создавать отделения патологии новорожденных в детских больницах, и к середине 80-х гг таких отделений было несколько сотен. В 1974 г. в Центральном институте усовершенствования врачей открыта первая в стране кафедра неонаталогии, которой заведовал В.В. Гаврюшов. В 1981 г. построен и начал работать Всесоюзный научно-исследовательский центр по охране здоровья матери и ребенка (ныне Российский научно-исследовательский центр перинаталогии, акушерства и гинекологии РАМН). Первый в стране курс перинатологии создан при кафедре педиатрии факультета усовершенствования врачей Ленинградского педиатрического медицинского института в 1985 г[21].
В 1993 г. по инициативе проф. В.В.Гаврюшова в России создана Ассоциация специалистов перинатальной медицины, президентом которой в настоящее время является акад. РАМН, проф. Николай Николаевич Володин. Проведено четыре съезда перинатологов России, на которых обсужден, принят и далее издан ряд согласованных документов по первичной помощи новорожденным в родильном зале, перинатальным поражениям мозга, внутриутробным инфекциям. Сейчас в стране более 70 перинатальных центров и около трехсот центров планирования семьи[22].
Среди огромного количества работ отечественных педиатров и акушеров второй половины XX века можно выделить некоторые основные направления, которые разрабатывались учеными, внесшими самый весомый вклад в развитие нео- и перинаталогии. А.Ф. Тур и его ученики занимались вопросами адаптации детей к переходу из условий внутриутробного развития к внеутробному, т.е. транзиторные, пограничные состояния, проблемами питания новорожденных, неонатальным гемостазом и его расстройствами, гемолитической болезнью новорожденных, внутриутробными инфекциями. Б.Ф. Шаган занимался вопросами организации помощи новорожденным, внутричерепными кровоизлияниями. Г.П. Полякова посвятила ряд своих работ перинатальным поражениям мозга, метаболическим особенностям и нейрофизиологии новорожденных. В.А. Таболин занимался неонатальными желтухами, функцией надпочечников у больных и здоровых новорожденных, хронобиологией неонатального периода, патологией и выхаживанием недоношенных детей. Е.Ч. Новикова изучала инфекционную и церебральную патологию новорожденных. Многие другие ученые занимались вопросами организации медицинской помощи в неонатальном периоде, легочной патология у новорожденных, хирургической помощи новорожденным, сердечно-сосудистой патологии и современных методов диагностики болезней новорожденных, проблемами задержки внутриутробного развития, особенностями питания и гастроэнтерологии здоровых и больных новорожденных.
Перинаталогия – молодая наука, стоящая «на стыке» акушерства и педиатрии, и основные достижения ее как синтетической дисциплины приходятся на вторую половину XX века. Их можно обобщить по десятилетиям, как это сделала выдающийся американский педиатр-неонатолог Мэри Эллен Эвери в 1998 г.
1950-е годы в области исследования инфекционной патологии в педиатрии была изучена эпидемиология госпитальных неонатальных инфекций, широко внедрялась антибиотикотерапия, стал осуществляться контроль эндометритов, произошло резкое снижение материнской смертности в роддомах. Прогресс в лечении гемолитической болезни новорожденных заключался в педиатрии во введении заменного переливания крови, в акушерстве – в использовании амниоцентеза для определения уровня билирубина. В области хирургии в неонатальной педиатрии были разработаны операции перевязки боталлова протока и трахеопищеводной фистулы, перфорации ануса при атрезии. В акушерстве достижениями этого периода был отказ от использования высоких акушерских щипцов, улучшение обезболивания родов. В токсикологии педиатрами была доказана токсичность левомицитина, сульфаниламидов, кислорода для младенца.
В 1960-е годы в области лечения гемолитической болезни новорожденных педиатрами стала использоваться фототерапия, акушерами был разработан метод предотвращения изоиммунизации анти-О-глобулином. В организации медицинской помощи в неонаталогии произошел качественный скачок за счет создания отделений интенсивной терапии новорожденных и неонатальных центров, в акушерстве в этот период стали организовываться перинатальные центры для беременных высокого риска. Была введена практика мониторирования газового состава артериальной крови и кровяного давления, частоты дыхания и сердечного ритма новорожденного, наблюдение за частотой сердцебиений и pH крови из головы плода, экскрецией матерью эстрогенов. В этот же период введено в практику исследование околоплодных вод, что дало существенный скачок в практике генетического консультирования, определения наследственных заболеваний у плода.
1970-е годы в области борьбы с инфекционными заболеваниями крупным достижением неонаталогии явилась разработка серологических тестов пуповинной крови для выявления хронических инфекций плода, разработки вакцинации против краснухи, которая позволяет предотвратить одно из самых страшных по своим последствиям заболеваний плода – внутриутробную краснуху. В области болезней легких в этот период неонатологами разработана методика вентиляционной поддержки с постоянным положительным давлением в воздухоносных путях, разработаны микротесты для минимальных количеств крови. В акушерстве были разработаны тесты с околоплодными водами на риск синдрома дыхательных расстройств, метод стимуляции созревания легких плода путем дачи глюкокортикоидов матери, улучшение техники отсасывания для удаления микония из дыхательных путей. В генетике был разработан метод неонатального скрининга фенилкетонурии, гипотиреоза, других метаболических болезней, идентификация гетерозигот (болезнь Тея-Санга), диагностика гемоглобинопатии у плода. Разработаны новые методы визуализации – компьютерная томография и ультрасонография, по проблемам недоношенных детей разработаны методы психологической поддержки родителей детей с тяжелыми перинатальными повреждениями, в акушерстве разработан метод подавления преждевременных родов.
В 1980-е годы в области болезней легких разработана методика дефицита сурфактанта, экстракорпоральная мембранная оксигенация для некоторых больных с тяжелой кардио-пульмональной недостаточностью, в области сердечных заболеваний был впервые применен индометацин для закрытия боталлова протока, разработаны методы хирургической коррекции врожденных пороков сердца в раннем возрасте, мониторинг оксигенации. В генетике в этот период расширились возможности выявления молекулярных болезней, разработан способ чрескожного взятия образцов крови плода, расширились возможности ультрасонографии плода. Была разработана криотерапия ретинопатии недоношенных, улучшилась доступность перинатальной службы.
В 1990-е годы в области болезни легких стала применяться высокочастотная искусственная вентиляция, пермиссивная гиперкапния, введение скрининга слуха недоношенных, редукция плодов при экстракорпоральном оплодотворении, ингаляция оксида азота при легочной гипертензии, пренатальное лечение зидовудином для предотвращения инфицирования плода вирусом иммунодефицита человека.
Современная перинатология
Одной из основных задачей перинаталогии сегодня является снижение перинатальной смертности, которая в нашей стране пока не имеет, к сожалению, существенной динамики.
В структуре младенческой смертности[23] в России 70% составляют состояния, возникшие в перинатальном периоде, а неонатальная смертность[24] составляет 60% младенческой смертности. В 1974 г. П.Данн писал: «Перинатальный период составляет менее 0,5% средней длительности жизни человека, хотя смертность в этот период во многих странах большая, чем за последующие 30 лет жизни. Со снижением младенческой и детской смертности внимание все больше будет смещаться на предотвращение перинатальной смертности». В Санкт-Петербурге в 2002 г. младенческая смертность составила 6,8, а неонатальная — 2,8 на 1000 живорожденных. Перинатальная смертность в России примерно втрое выше, чем в развитых странах мира. В структуре причин перинатальной смертности в России ведущее место принадлежит внутриматочной гипоксии и асфиксии в родах (40%), синдрому дыхательных расстройств (17,5%) и врожденным аномалиям развития (15,5%)[25].
Основными рекомендациями ВОЗ в области перинатальных технологий являются следующие (Межрегиональная конференция по технологии родовспоможения, Форталеза, Бразилия, 22-26 апреля, 1985)[26]:
1. Здоровый новорожденный должен оставаться с матерью, когда это позволяет состояние их здоровья. Ни один процесс наблюдения за здоровым новорожденным не оправдывает разлучения его с матерью.
2. Следует поощрять кормление новорожденного грудью без промедления, даже еще до того, как мать покинет родильную комнату.
3. Нет никаких оправданий для того, чтобы количество случаев кесарева сечения при родах в каком-либо конкретном регионе составляло более 10-15%.
4. Нет оснований для утверждения, что практикуемый во время родов электронный контроль за плодом положительно сказывается на исходе беременности. Контрольные наблюдения за плодом при помощи компьютера должны проводиться только в тщательно отобранных случаях и при провоцированных родах.
5. Нет показаний к тому, чтобы сбривались волосы на лобке или ставилась клизма перед родами.
6. Каждая женщина должна свободно решать, какое положение ей принять во время родов; рекомендуется во время схваток ходить.
7. Систематическое применение эпизиотомии не оправдано.
8. Не следует вызывать роды в целях удобства; провоцирование схваток должно производиться в случаях особых медицинских показаний. Пропорция спровоцированных родов не должна превышать 10%.
9. Во время родов следует избегать практикуемого применения болеутоляющих и анестезирующих лекарств.
10. Обычно не рекомендуется производить разрыв мембран в довольно поздней стадии. Искусственный разрыв мембран на ранней стадии родов не обоснован с научной точки зрения.
В настоящее время пред Министерством здравоохранения Российской Федерации поставлены следующие задачи в области перинаталогии[27]:
- Улучшение пренатальной заботы, в том числе совершенствование социальной поддержки беременных, региональной перинатальной службы.
- Расширение возможностей женских консультаций и перинатальных центров по диагностике и лечению урогенитальной инфекции у женщин.
- Расширение возможностей при помощи методов диагностики наследственной и врожденной патологии у плода и новорожденного с выдачей родителям «генетического паспорта ребенка».
- Совершенствование методов первичной помощи новорожденному.
- Разработка минимально инвазивных методов мониторинга состояния ребенка и хирургических вмешательств.
- Выявление новых возбудителей, ответственных за перинатальные инфекционные процессы.
- Совершенствование перинатального ведения детей, рождающихся от ВИЧ-инфицированных матерей.
- Информатизация и компьютеризация перинатальной службы.
Заключение
Еще с древнейших времен людям были известны основные принципы охраны материнства и детства, родовспоможением занимались специально обученные женщины или женщины, уже родившие своих детей. В Средневековые времена стали появляться первые научные труды, посвященные основам родовспоможения и правилам поведения с новорожденными, ученые начинают заниматься особенностями физиологии беременных женщин и новорожденных детей. В Новое время появляются первые специализированные больницы и клиники, где особое внимание уделяется недоношенным и новорожденным с патологией, стали разрабатываться всевозможные способы реанимации и спасения новорожденных. XX век можно считать наиболее значимым в развитии перинаталогии как научной дисциплины, так как именно в это время создаются первые исследовательские институты и международные ассоциации врачей-педиаторов и неонатологов, проводятся различные конференции и конгрессы, в ходе которых ученые из разных стран могут поделиться опытом.
Современная перинаталогия сосредоточена на обеспечении должного контроля и ухода за беременными высокого риска рождения детей с врожденными заболеваниями. На сегодняшний день в России открыто свыше 70 крупных перинатальных центров, где осуществляется круглосуточное наблюдение за пациентами.
Основными направлениями развития перинаталогии сегодня являются совершенствование перинатальной службы, расширение функций женских консультаций, общедоступность квалифицированной помощи, расширение методов молекулярной диагностики наследственных и врожденных заболеваний, выявление новых инфекционных возбудителей, совершенствования помощи детям, рожденным от ВИЧ-инфицированных женщин, компьютеризация перинатальной службы.
В России выделение перинатологии в отдельную дисциплину стало возможным благодаря большим успехам в области физиологии и патофизиологии внутриутробного развития. На сегодняшний день очень многие дисциплины выделяются уже из перинаталогии: перинатальная хирургия, психология, кардиология, фармакология, патология, биохимия.
Все эти факторы указывают на то, что, несмотря на свой молодой возраст, перинаталогия является одной из ведущих перспективных научных дисциплин, в которой каждый специалист-медик сможет найти свое применение и, возможно, сделать новые открытия.
Список использованной литературы
- Перинатальная психология / И.В.Добряков; - СПб: Питер-Пресс, 2009.
- Пути развития общественной медицины / П.Е.Заблудовский; - М.: 1970.
- Неонатология: Учебн. пособие: В 2 т. / Н.П.Шабалов. — Т. I. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МЕДпресс-информ, 2004.
- История медицины в двух томах / Т.С. Сорокина - http://bibliotekar.ru/423/index.htm
[1] Неонатология: Учебн. пособие: В 2 т. / Н.П.Шабалов. — Т. I. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МЕДпресс-информ, 2004. – стр.7
[2] Неонатология: Учебн. пособие: В 2 т. / Н.П.Шабалов. — Т. I. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МЕДпресс-информ, 2004. – стр. 7
[3] Там же – стр. 8
[4] Пути развития общественной медицины / П.Е.Заблудовский; - М.: 1970. – стр. 5
[5] Там же – стр. 7
История медицины в двух томах / Т.С. Сорокина - http://bibliotekar.ru/423/index.htm
[7] Неонатология: Учебн. пособие: В 2 т. / Н.П.Шабалов. — Т. I. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МЕДпресс-информ, 2004. – стр.8
[8] Пути развития общественной медицины / П.Е.Заблудовский; - М.: 1970. – стр. 15
[9] Неонатология: Учебн. пособие: В 2 т. / Н.П.Шабалов. — Т. I. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МЕДпресс-информ, 2004. – стр. 8
[10] Неонатология: Учебн. пособие: В 2 т. / Н.П.Шабалов. — Т. I. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МЕДпресс-информ, 2004. – стр. 9
[11] Там же – стр. 9
[12] Там же – стр. 9
[13]Там же – стр. 9
[14] Неонатология: Учебн. пособие: В 2 т. / Н.П.Шабалов. — Т. I. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МЕДпресс-информ, 2004. – стр. 10
[15] Там же – стр.11
[16] Неонатология: Учебн. пособие: В 2 т. / Н.П.Шабалов. — Т. I. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МЕДпресс-информ, 2004. – стр. 11
[17] Там же – стр. 11
[18] Там же – стр. 12
[19] Неонатология: Учебн. пособие: В 2 т. / Н.П.Шабалов. — Т. I. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МЕДпресс-информ, 2004. – стр. 12
[20] Там же – стр. 12
[21] Там же – стр. 12
[22] Неонатология: Учебн. пособие: В 2 т. / Н.П.Шабалов. — Т. I. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МЕДпресс-информ, 2004. – стр. 13
[23] Младенческая смертность — число детей, умерших в возрасте до 1 года
из 1000 живорожденных.
[24] Неонатальная смертность — число детей, умерших в течение первых пол-
ных 28 суток жизни из 1000 живорожденных.
[25] Неонатология: Учебн. пособие: В 2 т. / Н.П.Шабалов. — Т. I. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МЕДпресс-информ, 2004. – стр. 17
[26] Там же – стр. 21
[27] Перинатальная психология / И.В.Добряков; - СПб: Питер-Пресс, 2009 – стр. 183