Сегодня вряд ли найдется человек, которому бы не было знакомо имя Леонардо да Винчи (1452 – 1519). Подавляющему большинству он известен как величайший художник эпохи Возрождения. Но, будучи человеком весьма разносторонним и увлекающимся, Леонардо пришел к убеждению, что если художник хочет максимально точно отобразить окружающую его действительность, то и природу самого мира нужно изучить глубоко и тщательно.
В эпоху Возрождения в медицине разница между теорией и практикой была очень велика. Теория гласила, что тело состоит из четырех стихий (огонь, вода, воздух, земля), определяемых четырьмя жидкостями тела (кровь, флегма, черная и желтая желчь). Здоровье зависит от равновесия этих элементов в организме. Данная теория поддерживалась церковью и была основополагающей в Средние века. Но в начале XV века стали происходить изменения. Интерес к медицине возрос. В обществе укрепляется авторитет медиков, появляются медицинские факультеты при университетах, разрешены вскрытия. На практике доктора шли методом проб и ошибок.
Среди 120 тетрадей с набросками Леонардо да Винчи, найдено много материалов, посвященных анатомии человека. Этой наукой он серьезно занимался на протяжении 30 лет (первый анатомический рисунок датирован 1484 годом, последний – 1515). Художники Возрождения понимали анатомию человека как вспомогательное средство для правильного представления о теле, их интересовала только анатомия мышц. Первоначально интерес Леонардо был таким же. Но, увлекшись, он пошел намного дальше. Да Винчи первым правильно и удивительно точно зафиксировал пропорции всех частей скелета (до этого рисовали схематично), предположил, что крестец состоит из 5 позвонков (ранее считалось, что из трех), правильно описал лордозы и кифозы позвоночного столба, угол наклона крестца (ранее крестец считался прямым, отсюда и название прямой кишки). Леонардо можно также считать основателем динамической анатомии. Он пытался изучать строение мышц и суставов в нагрузке и тесной взаимосвязи. Предложил классификацию мышц по величине, силе, форме и характеру сухожилий и способу прикрепления к костям скелета.
Отдельное внимание он уделил зрительному анализатору – глазу. Он считал глаз «повелителем и князем прочих четырех чувств», описал глаза и зрительные нервы с точки зрения оптики и анатомии. Изучал Леонардо также строение черепа и мозга. Он производил сечение черепа в трех плоскостях, чтобы получить объемное изображение костей.
Да Винчи нередко называют «отцом эмбриологии». Он интересовался внутриутробным развитием, первым описал биологическую природу зачатия и рождения человека, впервые изобразил тазовое предлежание плода.
Огромное внимание он уделял качеству анатомического рисунка, который должен быть максимально информативный и максимально понятный. Dimonatrazioni – рисунки, изображающие орган в разных ракурсах и проекциях. Подобное изображение костей впервые было предложено Леонардо да Винчи и в дальнейшем стало использоваться другими анатомами. Этот же принцип лежит в основе современной томографии. Рисунки Леонардо стали появляться на страницах медицинских учебников (до этого считалось, что любые иллюстрации отвлекают студентов от текста), а сейчас представить себе учебник по анатомии без рисунков вообще невозможно.
К сожалению, только последующие поколения признали в Леонардо великого анатома, хотя его анатомические работы явно опережали время. Вся история медицины неразрывно связана с именем человека, чья гениальность стала символом эпохи Возрождения. Интересно, что сам художник, по воспоминаниям его биографа Джорджо Вазари, сетовал на то, что, увлекшись анатомией, не выполнил своего долга перед искусством.
Лицевая и мозговая части черепа. Лицевая часть черепа представлена рассеченной во фронтальной плоскости
http://worldgenius.ru/Anatomy.php
Зарисовки человека
http://graphic.org.ru/vinci1.html
Тазовое предлежание плода
Автопортрет. После 1515